Медицинского обслуживания в школе

Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния здоровья учащихся, оказание первой медицинской и врачебной помощи.

Медицинское обслуживание в школе осуществляют фельдшер из ОГБУЗ Усть-Илимской городской детской поликлиники.

Медицинский блок состоит из медицинского и процедурного кабинетов, оснащенных стандартным комплектом оборудования, которое обеспечивает организацию медицинского контроля развития и состояния здоровья школьников в соответствии с санитарными правилами (СанПиН 2.4.2.1178-02).

Ежегодно, на основании СанПиН, составляется план мероприятий по обслуживанию школьников, профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации, летней оздоровительной работе.

Основным направлением работы являются профилактические осмотры школьников. Профилактические осмотры проводятся в соответствии с приказами № 60 от 14.03.1995 года и № 151 от 07.05.1998 года «О временных отраслевых стандартах обмена медицинской помощи» и № 154 от 05.09.1999 года «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста».

Основная цель профилактической и оздоровительной работы в школе заключается с одной стороны, в оценке влияния школьной программы, организации режима и условий обучения и воспитания в школе на здоровье учащихся, с другой – в определении эффективности проводимых мероприятий, направленных в первую очередь на укрепление здоровья детей.

Основные сведения о состоянии здоровья учащихся медработники получают в результате углубленных медицинских осмотров детей. Углубленный медицинский осмотр проводится школьным врачом ежегодно.

Профилактические осмотры декретированных возрастов осуществляется бригадой специалистов, утвержденных приказом главного врача детской поликлиники по графику. В ее составе: педиатр, невропатолог, психиатр, офтальмолог, отоларинголог, хирург. 

Все профилактические осмотры проводятся в три этапа:

I этап – доврачебное обследование;

II этап – педиатрический (проводит школьный врач);

III этап – специализированный (проводит бригада врачей – специалистов).

Доврачебное обследование:

антропометрия (измерение роста, массы тела и оценка физического развития); 

  • измерение артериального давления;
  • определение остроты зрения;
  • исследование слуха с помощью шепотной речи на расстоянии 6 м;
  • лабораторное обследование (анализы крови, мочи);
  • флюорографическое обследование (с 15 лет).

Доврачебное обследование проходят дети перед поступлением в школу (диспансеризация в поликлинике или в дошкольных учреждениях), учащиеся выпускных классов, юноши по достижении возраста 16 лет при первичной постановке на воинский учет в военкомате.

Специализированный осмотр проходят учащиеся декретированных возрастов:

  • первоклассники в конце учебного года;
  • учащиеся в конце четвертого года обучения при переходе к предметному обучению (5 класс);
  • учащиеся 7, 9, 10 и 11 классов.

Данные осмотров регистрируются в индивидуальные карты развития школьников. Результаты углубленного осмотра заносятся в листы здоровья в классных журналах, где указываются группа здоровья, медицинская группа по занятиям физкультурой в школе, номер парты, рекомендации врача для педагогов. Ведётся мониторинг состояния здоровья учащихся.

Если при углубленном осмотре у учащихся выявлены отклонения, требующие консультации специалиста, то они направляются в детскую поликлинику к участковому врачу и данному специалисту. Школа через медработников имеет тесную взаимосвязь с детской поликлиникой.

Школьники, имеющие хронические заболевания подлежат диспансерному наблюдению, которое осуществляется участковыми педиатрами и специалистами поликлиники.

По результатам ежегодного медицинского осмотра школьников можно сделать следующие выводы:

       -первое место занимают болезни костно – мышечной системы (нарушения осанки и сколиозы);

       -на втором месте – болезни сердечно – сосудистой системы (функциональные заболевания сердца);

       -на третьем месте – понижение остроты зрения;

       -хронические заболевания желудочно – кишечного тракта имеют тенденцию к снижению (за счет увеличения охвата учащихся горячим питанием).

Состояние здоровья субъектов образовательного процесса   

Профилактическая работа. В школе осуществляется:

1.Контроль   соблюдения санитарно-гигиенических требований проводится на основании норм СанПиН 2.4.2.1178-02.

2.Контроль питания учащихся – ежедневный контроль качества пищи, результаты фиксируются в бракеражном журнале на пищеблоке.

3.Врачебно – педагогический контроль уроков физической культуры с определением моторной плотности урока. Ежегодно подготавливаются списки учащихся, освобожденных от занятий физической культуры, относящихся к подготовительной группе. Учащиеся, относящиеся к III группе здоровья, занимаются физической культурой в специальной группе по особому расписанию.

4.Мероприятия по профилактике острых заболеваний в осеннее - зимний период:

  • специфическая профилактика учащихся - вакцинация против гриппа;
  • санитарно-просветительская работа.

5.Мероприятия по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, профилактике близорукости:

  • физкультурные паузы,
  • гимнастика для глаз,
  • уроки здоровья,
  • подбор мебели в соответствии с ростом и состоянием зрения и слуха учащихся,
  • уроки физической культуры с направленной тематикой.

Санитарно-просветительская работа проводится согласно годовых и месячных планов. Выполнение фиксируется в специальном журнале. В школе проходят:

  • беседы в классах,
  • тематические лекции для учащихся по параллелям,
  • тематические лекции для родителей на собраниях,
  • врачебные выступления на педагогических советах,
  • наглядная агитация – плакаты, брошюры, сан бюллетени. 

Вопросы реформирования системы оздоровительной работы в школе и поиск наиболее эффективных путей формирования здорового образа жизни учащихся - наша основная задача.